Любой деятельности, будь то офисная работа у взрослого или учеба у ребенка, нам приходиться запоминать информацию, иногда довольно большого объема.
Память или, как храниться информация?
Для того, что бы понимать, как научиться быстро запоминать, нужно разобраться с работой памяти.
Память отвечает за накопление, сохранение и возможность воспроизведения полученных знаний, умений или навыков.
Выделяют несколько видов памяти:
- зрительную или, как называют психологи визуальную, т.е., что бы запомнить нужно увидеть;
- слуховую или аудиальную, в этом случае информация запоминается через прослушивание чужой или собственной речи;
- тактильная или кинестетическая, здесь нужно потрогать или использовать для лучшего запоминания;
- обонятельная, понятно, что запоминается запах;
- вкусовая, человек в этом случае помнит вкус.
Как научится быстро запоминать прочитанное, например, текст?
Как запомнить информацию вы уже знаете, а вот как припомнить её, мы сейчас с вами рассмотрим. Можно выделить несколько наиболее эффективных техник и методов для запоминания и воспроизведения информации.
Понимание информации
Часто люди обращаются к механическому запоминанию, т.е. заучиванию наизусть, не стремясь понять то, что они учат. Между тем, это, вероятно, наименее успешный способ запомнить информацию.
Без понимания информация не откладывается в долговременную память, и через короткий промежуток времени забывается безвозвратно. Вы можете помнить, как вы учили, возможно, как держали лист бумаги, но содержание будет от вас ускользать.
Именно понимание информации, её внутренняя переработка позволит вам легко запомнить материал, особенно если вы повторите несколько раз.
Прерывистое повторение
Методика повторения не новая, а скорее давно используемая в практике. Ведь все помнят с детства, что повторение — мать учения.
Для того, что бы лучше запомнить повторять нужно по схеме:
- первое воспроизведение через 20 минут,
- следующее через 6-8 часов,
- затем спустя один день.
Если вам информация нужна на длительный срок, то её следует повторять дальше через 3 дня, а потом на 6 день, затем время от времени к ней возвращаться.
Краевой эффект
Правило краевого эффекта принадлежит Г. Эббингаузу. В нем говориться, что лучше всего запоминается то, что находиться в начале и конце высказывания.
Как может помочь это правило? Делите текст на части, выделяйте из него самое сложное, заучивайте нужное в начале или конце работы.
Метод конспектирования
Эту технику еще называют методом Фейнмана, суть её сводиться к упрощению материала и письменному изложению простым языком, который сможет понять даже ребенок. Конечно, этот метод использовали и до Фейнмана, он просто изучил и систематизировал его.
Мнемическая техника ассоциативного запоминания
Суть техники заложена в её названии, берете информацию и анализируете с какой ассоциацией вам её легче запомнить, например, лимон у нас воспринимается, как кислый, желтый, сильно пахнущий фрукт, его помнят даже наши вкусовые рецепторы, выделяя слюну, если мы хоть раз его ели.
Здесь можно проявить свою фантазию. Материал для запоминания можно рифмовать, петь, визуализировать, т.е. разрабатывать схемы, таблицы и т.д.
Советы о том, как научится читать и запоминать прочитанное
В заключении можно предложить простые к исполнению советы, которые помогут построить эффективную работу по усвоению любого материала.
- Для запоминания лучше не использовать скорочтение, оно больше подходит для быстрого определения необходимости материала.
- При чтении или запоминании постарайтесь, как можно меньше отвлекаться на другую информацию, даже звонок по телефону значительно снизить эффективность работы.
- Утренний период с 8 до 10 и вечерний с 8 до 11 часов являются самыми лучшими для запоминания. Возможно, поэтому появился такой «волшебный способ», повторив перед сном нужно положить учебник под подушку и к утру все будешь знать. Конечно, в этом случае все дело не в учебнике под подушкой, но работает.
- Ведите здоровый образ жизни, больше двигайтесь, если есть возможность, то пройдитесь вместо того, чтобы ехать.
- Следите за своим здоровьем, хроническая усталость мешает обучению.
- Заставить мозг работать будет проще, если вы соблюдаете режим дня и достаточно спите.
- Распределяйте свое время таким образом, чтобы вы смогли спокойно работать с материалом. Здесь спешка будет только вредить.
Память похожа на огромный шкаф, если разложить все по полочкам, то легко будет найти нужную вещь.