Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция

Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция

Что такое бизнес-план

Бизнес-план – это документ с детальным описанием развития бизнес-проекта, где отражены все этапы и риски дела. Естественно, готовый бизнес-план можно заказать у специалиста, но, если у вас нет возможности за это заплатить, можно составить его самостоятельно.

бизнес-план

Для чего он нужен?

Во-первых, для банка. Чтобы выдать вам кредит, банку нужны гарантии, в том числе и в виде конкретного плана. Как минимум, банку нужно знать, сколько вам понадобится денег и когда планируется ждать первую прибыль.

Во-вторых, для ваших компаньонов и сотрудников. Если вы планируете объединить свои силы с другими людьми, важно добиться их доверия. У людей должна быть уверенность в том, что дело не прогорит через месяц или полгода и что они не потеряют время и деньги.

В-третьих, для вас. Бизнес не строится «от балды». Вы сами должны четко представлять цель, понимать задачи и последующие действия.

бизнес-план

Составляющие бизнес-плана

Существует множество стандартов, по которым составляются бизнес-планы. В России самым распространенным стандартом является UNIDO. Согласно ему, бизнес-план должен иметь следующую структуру:

  • Резюме.
  • Описание отрасли и компании.
  • Описание услуг или товаров.
  • Продажи и маркетинг.
  • План производства.
  • Организационный план.
  • Финансовый план.
  • Оценка эффективности проекта.
  • Гарантии и риски компании.
  • Приложения.

бизнес-план

Резюме

Это вводная часть проекта, в которой нужно кратко описать: цели и задачи, аудиторию, финансы, потраченные на проект, и его прибыль, возможные риски, а также преимущества.

Описание отрасли и компании

В этом разделе нужно описать компанию/фирму, которая будет продвигать проект. Написать о всех ее составляющих, активах, сотрудниках или партнерах.

Похожая статья:  Трейдинг с нуля: обзор на книги и курсы

Описание услуг или товаров

Для написания данного раздела, необходимо проанализировать рынок услуг/товаров той сферы, где вы планируете продвигать свой продукт. Важно понять, будете ли вы выделяться среди других предпринимателей, можете ли вы предоставить что-то новое. Создать четкую картину целевой аудитории.

Продажи и маркетинг

Здесь представляются оптимальные пути продвижения продукта. Исходя из изучения целевой аудитории, составляется маркетинговый план. Описываются способы и стоимость привлечения клиентов, каналы продвижения продукта и услуг. Также обозначаются примерные цифры и сроки первого дохода.

План производства

Для данного раздела необходимо ответить на вопросы:

— каким необходимым оборудованием, помещением и работниками вы располагаете?

— какова технология производства продукта или услуги?

— ваше местоположение и вопросы логистики

— каковы себестоимость вашей продукции и издержки?

Организационный план

Здесь описывается структура вашего производства:

— сотрудники и рабочие

— конкретные задачи и полномочия каждого сотрудника и рабочего

— сроки выполнения задач

— ожидаемые результаты и система контроля

Финансовый план

В данном разделе должны быть описаны все расходы предприятия, себестоимость, зарплата сотрудников, прибыль и убытки. Также указывается источник и период финансирования.

Оценка эффективности проекта

Для описания данного раздела нужно досконально изучить и проанализировать рынок, на котором вы продвигаете свой продукт. Следует указать:

— чистый доход от компании

— рентабельность проекта

— точку безубыточности и точку окупаемости

Гарантии и риски компании

Анализируются возможные пути краха. Это может быть увеличение цен на сырье, на аренду, резкое увеличение числа конкурентов и т.д. А также предлагаются возможные пути выхода из кризиса.

Похожая статья:  Как стать хорошим руководителем - советы для начинающих и опытных руководителей

Приложения

Здесь могут быть представлены:

— литература и источники, подкрепляющие анализ рынка и предприятия

— копии договоров

— ваши сертификаты, лицензии, дипломы

— всевозможные графики, схемы, таблицы, расчеты и т.д.

бизнес-план

Пошаговая инструкция самостоятельного составления плана

1 этап – предварительный анализ рынка

Это изучение ситуации на рынке: изучение конкурентов и представление целевой аудитории. Анализ можно заказать в компании, которая на этом специализируется. Либо сделать самому, изучив экспертные оценки, СМИ, Росстат и другие органы.

Важную роль здесь играет SWOT-анализ:

S – strengths – сильные стороны предприятия

W – weaknesses – недостатки предприятия

O – opportunities – возможности улучшения положения предприятия на рынке

T – treats – угрозы, с которыми может столкнуться предприятие

2 этап – сбор исходных данных

Нужно определиться с цифрами: система налогообложения, инвестиционные расходы, предполагаемая зарплата работникам, аренда, численность персонала. Также нужно определиться, какое и сколько необходимо сырья, каковы будут объемы производства и стоимость продукта. Это только минимальный перечень информации, которую нужно собрать перед написанием плана.

3 этап – составление финансовой модели

Использовать можно обычный Эксель, но также существуют другие программы, более удобные. Например, различные онлайн-конструкторы (есть и бесплатные, но менее функциональные), «Альт-Инвест Сумм» (полный пакет стоит от 165 000 р.), Project Expert (от 80 000 р.).

4 этап – написание бизнес-плана

Изучив и собрав всю необходимую информацию, можно приступить к написанию самого плана. Выше мы уже представили план, соответствующий одному из стандартов. Также вы можете посмотреть в интернете другие стандарты и выбрать подходящий для себя: ЕБРР, BFM Group, KPMG, TACIS.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности