Все знают, что человек отличается от животного способностью мыслить и с помощью мышления (а не только с помощью ощущений и восприятия) познавать окружающий мир. Познавательная активность бывает разных видов. В нашей статье мы рассмотрим абстрактное мышление человека.
Понятие абстрактного мышления
В общем смысле типы мышления делятся на конкретные и обобщенные. Абстрактно-логическое мышление – это форма познавательной деятельности, при которой человек отстраняется от ситуации, анализируя ее «в общем», а не детально, используя такие абстрактные категории, как свойство, признак, утверждение, идея, концепция, принцип и т.д. Проще говоря, анализ явлений и взаимосвязей происходит без непосредственного контакта с материальными объектами познания.
Швейцарский психолог Жан Пиаже утверждал, что первые зачатки абстрактного мышления появляются у ребенка с 2 до 7 лет, но окончательно оно начинает формироваться к 12-15 годам, тогда и берет начало осознанный образ жизни человека.
Приведем примеры абстракций. Существует множество понятий, которые мы не можем потрогать руками и увидеть: свобода и справедливость, верность и предательство, биологический вид, загадки и т.д. Чистой абстракцией является, например, метафора. Главной особенностью абстракций является то, что она создается в процессе мышления.
Чем полезно развитое абстрактное мышление?
Без абстрактного мышления человек пользуется лишь своим опытом и восприятием окружающей среды в конкретный момент. Данный тип мышления позволяет человеку быть менее категоричным, признавать множественность мнений, уметь рассматривать один вопрос с разных точек зрения. С помощью абстрактного мышления мы можем предугадывать ситуации, заниматься искусством, рассуждать на философские темы, создавать что-то новое и т.п.
Однако философ Гегель считал, что данный тип мышления может свидетельствовать как о высоком интеллекте, так и о глупости, то есть неспособности мыслить и конкретно. Разумеется, человеческий интеллект считается гармонично развитым при способности мыслить и конкретно, и абстрактно.
Слово как инструмент абстрактного мышления
Человеческая речь – главный инструмент абстрактного мышления. Слова помогают человеку выстраивать свои мысли в четкую последовательность, создавая текст. Это двойственный процесс: правильно сформулированная в голове мысль выдает идеальное устное высказывание, а ясное и четкое устное слово напрямую воздействует на процесс мысли.
Зачастую абстрактное мышление называют внутренней речью. Ведь когда мы размышляем, мы пользуемся не только конкретными словами, но еще и образами, эмоциями, представлениями. Внутренняя речь хаотична, в отличие от выраженной устной и письменной, фрагментирована и обрывиста.
Основные формы
Понятие, суждение и умозаключение – три основные формы абстрактного мышления.
Посредством понятия человек может дать название тому или иному предмету и явлению. Понятие всегда должно отражать значимые отличительные признаки называемого. Человек с детства учится этому и познает мир с помощью понятий. Например, ребенок называет маму мамой, а папу – папой, а не наоборот, потому что его научили данным понятиям.
Суждение отличается от понятия бо́льшим объемом. Это некое предложение, в котором что-то либо утверждается, либо отрицается. Для того, чтобы использовать суждение в дальнейшем изучении, важно, чтобы это суждение было верным. Например, если мы сказали: «Все люди совершают ошибки», мы должны доказать это суждение, чтобы применять его для получения нового знания.
Умозаключение считается формой получения новых знаний из уже данных. Приведем простой пример.
Первое суждение: все собаки – млекопитающие (истинное суждение)
Второе суждение: все млекопитающие вскармливают детенышей молоком (истинное суждение)
Умозаключение: все собаки вскармливают детенышей молоком.
В данном случае оба суждения являются верными, значит, мы получаем из них новое знание – умозаключение.
Развитие абстрактного мышления
Психологи утверждают, что развить абстрактное мышление можно, но это трудоемкий процесс, который займет длительное время. Заниматься этим стоит уже во взрослом возрасте, когда человеческий мозг уже полностью сформирован, так как у детей, как мы писали выше, абстрактное мышление начинает формироваться только с 12-15 лет.
Специалисты предлагают следующие способы развития абстрактного мышления:
- Самое распространенное упражнение – устные рассуждения. В школьном курсе литературы и русского языка этому уделяется много времени, но можно заниматься и в свободное время. Это различные рассуждения на конкретные темы: как прошел день, какая сегодня была погода, почему удалось/не удалось сделать задуманное и т.д. Рассуждать следует в деталях, с образами, с выводами. Также подобное упражнение можно выполнять устно, но про себя, в голове.
- Похожее упражнение – письменное эссе. Пробовать писать на определенную тему или вопрос, приводя аргументы, доводы, собственную позицию, выкладывая весь ход размышлений и делая определенные выводы.
- Интересное упражнение для совершенствования мыслительного процесса – придумывание на ходу несуществующих аббревиатур с их последующей расшифровкой. Расшифрованные варианты могут быть оригинальными и смешными, так даже лучше.
- Письменное упражнение с высказываниями также позволит совершенствовать абстрактное мышление человека. Нужно выписать утвердительное непротиворечивое высказывание, а затем выписать его опровержения. Чем больше, тем лучше.
- Существует множество других способов развить абстрактное мышление – это всем известные кроссворды, сканворды, головоломки, логические и математические задачки, игра в шахматы, рисование. Ко всему прочему развивать абстрактное мышление рекомендуется с помощью разных сфер деятельности: театр и живопись, математика и естественные науки и т.д.
Если бы у человека не было способности мыслить абстракциями, в мире бы не появился велосипед, а Америка так и не была бы открыта. Абстрактное мышление чрезвычайно важно развивать. Но не стоит забывать и о познании мира конкретными понятиями. Наивысший уровень развитости – это способность совмещать.