Что такое бизнес-план
Бизнес-план – это документ с детальным описанием развития бизнес-проекта, где отражены все этапы и риски дела. Естественно, готовый бизнес-план можно заказать у специалиста, но, если у вас нет возможности за это заплатить, можно составить его самостоятельно.
Для чего он нужен?
Во-первых, для банка. Чтобы выдать вам кредит, банку нужны гарантии, в том числе и в виде конкретного плана. Как минимум, банку нужно знать, сколько вам понадобится денег и когда планируется ждать первую прибыль.
Во-вторых, для ваших компаньонов и сотрудников. Если вы планируете объединить свои силы с другими людьми, важно добиться их доверия. У людей должна быть уверенность в том, что дело не прогорит через месяц или полгода и что они не потеряют время и деньги.
В-третьих, для вас. Бизнес не строится «от балды». Вы сами должны четко представлять цель, понимать задачи и последующие действия.
Составляющие бизнес-плана
Существует множество стандартов, по которым составляются бизнес-планы. В России самым распространенным стандартом является UNIDO. Согласно ему, бизнес-план должен иметь следующую структуру:
- Резюме.
- Описание отрасли и компании.
- Описание услуг или товаров.
- Продажи и маркетинг.
- План производства.
- Организационный план.
- Финансовый план.
- Оценка эффективности проекта.
- Гарантии и риски компании.
- Приложения.
Резюме
Это вводная часть проекта, в которой нужно кратко описать: цели и задачи, аудиторию, финансы, потраченные на проект, и его прибыль, возможные риски, а также преимущества.
Описание отрасли и компании
В этом разделе нужно описать компанию/фирму, которая будет продвигать проект. Написать о всех ее составляющих, активах, сотрудниках или партнерах.
Описание услуг или товаров
Для написания данного раздела, необходимо проанализировать рынок услуг/товаров той сферы, где вы планируете продвигать свой продукт. Важно понять, будете ли вы выделяться среди других предпринимателей, можете ли вы предоставить что-то новое. Создать четкую картину целевой аудитории.
Продажи и маркетинг
Здесь представляются оптимальные пути продвижения продукта. Исходя из изучения целевой аудитории, составляется маркетинговый план. Описываются способы и стоимость привлечения клиентов, каналы продвижения продукта и услуг. Также обозначаются примерные цифры и сроки первого дохода.
План производства
Для данного раздела необходимо ответить на вопросы:
— каким необходимым оборудованием, помещением и работниками вы располагаете?
— какова технология производства продукта или услуги?
— ваше местоположение и вопросы логистики
— каковы себестоимость вашей продукции и издержки?
Организационный план
Здесь описывается структура вашего производства:
— сотрудники и рабочие
— конкретные задачи и полномочия каждого сотрудника и рабочего
— сроки выполнения задач
— ожидаемые результаты и система контроля
Финансовый план
В данном разделе должны быть описаны все расходы предприятия, себестоимость, зарплата сотрудников, прибыль и убытки. Также указывается источник и период финансирования.
Оценка эффективности проекта
Для описания данного раздела нужно досконально изучить и проанализировать рынок, на котором вы продвигаете свой продукт. Следует указать:
— чистый доход от компании
— рентабельность проекта
— точку безубыточности и точку окупаемости
Гарантии и риски компании
Анализируются возможные пути краха. Это может быть увеличение цен на сырье, на аренду, резкое увеличение числа конкурентов и т.д. А также предлагаются возможные пути выхода из кризиса.
Приложения
Здесь могут быть представлены:
— литература и источники, подкрепляющие анализ рынка и предприятия
— копии договоров
— ваши сертификаты, лицензии, дипломы
— всевозможные графики, схемы, таблицы, расчеты и т.д.
Пошаговая инструкция самостоятельного составления плана
1 этап – предварительный анализ рынка
Это изучение ситуации на рынке: изучение конкурентов и представление целевой аудитории. Анализ можно заказать в компании, которая на этом специализируется. Либо сделать самому, изучив экспертные оценки, СМИ, Росстат и другие органы.
Важную роль здесь играет SWOT-анализ:
S – strengths – сильные стороны предприятия
W – weaknesses – недостатки предприятия
O – opportunities – возможности улучшения положения предприятия на рынке
T – treats – угрозы, с которыми может столкнуться предприятие
2 этап – сбор исходных данных
Нужно определиться с цифрами: система налогообложения, инвестиционные расходы, предполагаемая зарплата работникам, аренда, численность персонала. Также нужно определиться, какое и сколько необходимо сырья, каковы будут объемы производства и стоимость продукта. Это только минимальный перечень информации, которую нужно собрать перед написанием плана.
3 этап – составление финансовой модели
Использовать можно обычный Эксель, но также существуют другие программы, более удобные. Например, различные онлайн-конструкторы (есть и бесплатные, но менее функциональные), «Альт-Инвест Сумм» (полный пакет стоит от 165 000 р.), Project Expert (от 80 000 р.).
4 этап – написание бизнес-плана
Изучив и собрав всю необходимую информацию, можно приступить к написанию самого плана. Выше мы уже представили план, соответствующий одному из стандартов. Также вы можете посмотреть в интернете другие стандарты и выбрать подходящий для себя: ЕБРР, BFM Group, KPMG, TACIS.